Большой Лебовски 1998
Большой Лебовски (1998)

The Big Lebowski

Лос-Анджелес, 1991 год, война в Персидском заливе.

Отзывы на фильм Большой Лебовски (1998) от зрителей и рецензии критиков

Оценка:

После успеха триллера «Фарго», получившего двух «Оскаров» (за сценарий и женскую роль) братья Коэны решили снять комедию из жизни, как принято говорить — «простых американцев». Так на свет появилась лента «Большой Лебовски».

Как уже не раз бывало с культовыми фильмами, поначалу, ленту не очень хорошо приняли критики, и, судя по результатам первых сборов, коммерческий успех ей тоже не грозил. Однако, со временем, произошло нечто непредвиденное: число поклонников фильма, по всему миру, начало расти, и, в конце концов, разрослось настолько, что это явление стало напоминать распространение какой-то новой религии. Сейчас, по всему свету имеется множество фан-клубов «Большого Лебовски»,? а Джефф Бриджесс, сыгравший заглавную роль в фильме, стал, благодаря этой работе, необычайно популярен у миллионов фанатов.

Как известно, сюжет картины основан, на романе Рэймонда Чандлера, под названием «Глубокий сон», но насколько я могу судить, братья Коэны не особо придерживались фабулы первоисточника. Скорее кажется, что они, попросту, создавали авто-пародию, на свой собственный оскароносный боевик «Фарго». В «Большом Лебовски», как и в «Фарго», тоже происходит похищение супруги одного из героев бандитами, и оно также фальшивое, с той лишь разницей, что все происходящее разыграно в лучших традициях «черной комедии». Я не стану останавливаться на сюжете более подробно, скажу только, что подобную, круто закрученную интригу не часто можно увидеть в этом? жанре.

Причина оглушительной популярности фильма кроется не столько в сюжете, хотя, нет сомнений, он является важной составляющей успеха — сколько в сумме всех усилий съемочной группы. Образы героев фильма, созданные Джоном Гудманом, Джоном Туртурро, Стивом Бушеми, Джулианой Мур, и, конечно же, Джефом Бриджессом, выглядят настолько ярко и гротескно, что даже краткие характеристики этих персонажей, уже вызывают улыбку.

Центральная фигура фильма, в исполнении Джефа Бриджесса — художественного склада пофигист, по кличке «Чувак», живущий на пособие по безработице, герой, воплотивший на экране кредо, как выяснилось, очень многих людей, которое звучит, как: «Я не хочу рвать задницу, чтобы чего-то добиться в этой жизни, мне и так неплохо живется!»

Герой Джона Гудмана – ближайший друг «Чувака», суровый ветеран вьетнамской войны, перешедший в иудаизм, исключительно, чтобы расположить к себе невесту-еврейку, и продолжающий блюсти шабат, даже после развода с ней.

Персонаж Джона Туртурро,? игрок в боулинг мексиканского происхождения, жалкий и смешной тип, разыгрывающий из себя мачо. Туртурро верен себе, его великолепная игра просто завораживает, несмотря на эпизодичность данной роли.

Еще одной мощной составляющей фильма является его язык. Собственно, на мой взгляд, именно диалоги героев и послужили главной причиной того, что фильм стал культовым. Персонажи Бриджесса и Гудмана говорят на странном сленге, напоминающем беседу двух интеллектуалов густо пересыпанную ругательствами. (по слухам, фильм поставил рекорд, по количеству употребления слова fuck в диалогах) Кроме того, практически каждая сцена полна специфических шуточек. Что-то похожее можно увидеть, например, у Квентина Тарантино в его «Криминальном чтиве» — знаменитые диалоги Винсента и Джулса.

Кроме всего прочего, братья Коэны смогли привлечь множество прекрасных музыкальных произведений для создания саундтрека. Перечисление имен всех задействованных в картине исполнителей выглядело бы как хит-парад знаменитых музыкантов ХХ века. Саундтрек в фильме не просто фон для происходящих на экране событий, в некоторых местах музыка используется с целью более полного раскрытия сюжета и реализации шуток. К примеру, в одной из сцен, авторами высмеивается стереотип, что все негры любят рэп и ненавидят кантри — чернокожий таксист в гневе выгоняет «Чувака» из машины за неуважение к кантри-группе «Eagles».

Крылатые выражения и целые куски из фильма растащены фанами на цитаты, и давно стали классикой. Взять, хотя бы, сцену из сна героя, где Джефф Бриджесс, в униформе мастера кабельного ТВ танцует с роскошными девицами. Этот клип, наверняка видели даже люди никогда не слышавшие о фильме, настолько широко он распространен в Интернете.

Заканчивая свой краткий обзор, хочу подчеркнуть, что фильм «Большой Лебовски» абсолютно обоснованно считается культурной вехой в современном кинематографе. Как я уже писал, он стал «первым культовым фильмом эпохи интернета». По нему написаны книги, созданы сайты, ежегодно проводятся фестивали имени Лебовски, распространяется целое философское учение, основанное на образе главного героя. Пожалуй, братьям Коэнам было бы чем гордиться, даже, поставь они, за свою карьеру, всего один фильм. Но, к счастью, их творчество достаточно многогранно, и в нем хватает других шедевров.

Видео обзоры




iThinker